Среда, 08.05.2024, 02:07
Приветствую Вас Гость | RSS

МОУ Первококуйская ООШ

Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Статья Волокитина

Творчество Фридриха Ницше есть драгоценный сплав философии и литературы, который повторить или превозмочь пытались многие, в том числе и русские философы. Например,

Василий Розанов был наречен Д.С. Мережковским за свои слабости прозрения «русским Ницше». Не могли пройти мимо творчества Ницше и русские «философы без философии» -Достоевскии, Горькии, Бунин, причем наибольший резонанс вызвала у них идея сверхчеловека. Ранние романтические произведения  Горького, его «Песни…..»проникнуты духом «Заратустры»,на «Темных аллеях» Бунина властвуют «космическая похоть»-  причудливое соединение шопенгауэровской «воли к жизни» с ницшеанской «волей к власти».

Перечисленные эпизоды схождения идеи сверхчеловека приходит  «на ум» сразу, и они достаточно изучены.Наш исследовательский интерес вызвало произведение, де присутствие идеи сверхчеловека, впрочем, как и любой другой философской идеи не предполагается «по определению»,ведь принадлежит оно детской литературе. Между тем «Бемби» Феликса Зальтена следует отнести к ряду наиболее точных литературных заветов, в которых голос Заратустры.

Убедить взрослого читателя в том, что перед нами продолжение истории о сверхчеловеке, способны уже сами идиоматические высказывания, разбросанные по работе: «Ты что же, не можешь быть один? Стыдись!»; «Учись жизни и будь настороже»; «Одиноки путник идет дальше других»;»Закон жизни – это борьба»;»Каждый должен встречать свой последний час в одиночестве». Мы перечислили эти обращения в той последовательности, в какой их помещает в текст Феликс Зальтен. Может быть, что-то  упущено, но даже из приведенного нами заметно, как «не по-детски» звучат эти выражения, как взросла связующая их тема –путь и одиночество на пути. И вместе с тем, как  связана эта тема  с детством. Мы одиноки в рождении и в смерти. Сюжетная линия «Бемби» располагается между двумя этими пределами. В начале произведения Бемби – дитя, в конце- старик. «- А кто этот старик? – спросил комарик.- Он пережил всех своих. Вероятно, он стар как мир».

Одиночество –эта проблема, с которой философия столкнулась  уже в эпоху своего зарождения , по –своему она решается и в мировых религиях .  Стоит ли здесь искать след сверхчеловека? Может быть, Зальтена сближает с Ницше особый, близкий  к притче  способ повествования и только? Нет, ибо Зальтен, как и Ницше, не ищет способов преодоления одиночества. Оно не воспринимается им как трагедия, напротив, только в

Одиночестве Бемби  открывается тайна жизни и смерти и тайна пути между ними. Одиночество является ключом  к тайне сверхчеловека: «Одиноким буду петь я свою песню…..Я стремлюсь к своей цели, я иду своей дорогой; через медлительных и нерадивых перепрыгну я» Одиночество Заратустры не досадная  случайность, это одиночество идущего своим путем. Одиночество как выбор. Одиночество как прохождение пути, равного одному человеку, слишком узкого, чтобы вместить кого бы то ни было еще. Не случайно мифологема  дороги-тропы так сильна у Ницше: «Есть тысячи троп, по которым еще никогда не ходили, тысячи скрытых островов жизни. Все  еще не исчерпаны  и не открыты человек и земля человека. Бодрствуйте и прислушивайтесь, вы, одинокие! Вы, сегодня  еще одинокие, вы, живущие в дали, вы будьте некогда народом:  от  вас, избравших самих себя, должен произойти народ избранный, и от него – сверхчеловек».

Избранный народ Зальтена – благородные олени, от других жителей леса, тех же  обитателей старого дуба, их отличает приверженность к тропе. Первое знакомство Бемби с миром – это его знакомство с тропой:»Кому принадлежит эта тропа, мама?/ - Нам, оленям./ - А кто проложил эту тропу? / - Мы олени» Рядом с тропой в первый день своей жизни олененок видит, как хорек убивает мышь, как два  ястреба  ссорится из-за гнезда. Из вопросов  Бемби  и ответов его матери нам открываются заповеди тех,ктоидет по тропе :»Мы никогда никого не убиваем «;»Мы не ссоримся из-за еды;»Мы не злимся друг на друга». Этих  заповедей  хватает, чтобы стать оленем.  Но мало для Бемби, что в отличие от прочих, идущих по тропе вместе  с подругами и детьми. Постигает науку Старейшего – умение быть одному. Почему? Тропа, по которой идут все, не спасает оленей от боли и смерти. Олени лишены права умереть своей собственной смертью. Их боль и их гибель – человек, которого прикормленный после убитый охотником  олененок Гобо назвал всемогущим и всемилостивейшим.

Категория: Мои статьи | Добавил: Привет (17.02.2015)
Просмотров: 313 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск