Среда, 08.05.2024, 02:46
Приветствую Вас Гость | RSS

МОУ Первококуйская ООШ

Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

статья Вострецова Ю.В

   На протяжении двух десятилетий психологи пристальное внимание уделяют изучению проблем рефлексии. Рефлексия признается важнейшим моментом в механизмах развития личности и деятельности. С. Л. Рубинштейн раскрывает рефлексию в аксеологическом аспекте как « мировоззренческие чувства» личности. Исследователь рассматривает рефлексию в качестве нового механизма рефлексивного бытия, отличного от нерефлексивного, при котором человек не способен выйти за пределы непосредственных связей.

Рефлексия, выступая основным механизмом внутренней обратной связи, обеспечивает эффективность и успешность процессов самопознания и саморегуляции. Процесс самопознания и саморегуляции дает возможность своевременного обнаружения и устранения « ограничителей» личностного и профессионального роста. Негативное влияние на профессиональное становление и эффективности учебной деятельности будущих педагогов в вузе оказывают этнические стереотипы как жесткие программы поведения. Рефлексия как осознание, осмысление стереотипов поведения и мышления, установок и личностных смыслов, приводит к освоению нового отношения к окружающему, сопровождающееся личностным ростом и развитием субъекта.

Общим психологическим механизмом возникновения рефлексии являются остановка, фиксация, отчуждение, объективизация собственного действия или личностного смысла и установление новых отношений, как между объективными и субъективными характеристиками ситуации, так и самой ситуации, как уникальной целостности [И.Н. Семенов, С. Ю. Степанов, А. А.Тюков] Личность совершает так называемый « рефлексивный выход».

Рефлексию можно рассматривать и как важный компонент эмоциональной компетентности специалиста, значимость которой в деятельности психолога в образовании неоспорима. В данной статье определены понятия эмоциональной компетентности. Понятие компетентность вошло в активный, научный обиход в последнее десятилетие в связи с реформой отечественного образования. Сущность и содержание компетентности рассматривается акмеологией [А. А. Деркач, И. Н. Семенов, И. Е. Елина],  педагогической психологией [С. В. Дмитриев, С. Д.Поляков, Е. А Яблокова и другие]  социальной психологией и психологией управления [Т. Ю. Коновалова, С. Е. Кораблёв,И.С. Ладенко и другие]. Несмотря на активное применение понятия, не существует его однозначного феноменологического описания.

В настоящее время в литературе представлено более 30 видов компетентности: профессиональная, социальная, личностная, индивидуальная, моральная, управленческая, психологическая, аутопсихологическая, педагогическая, коммуникативная, культурная, социально – персептивная, рефлексивная, эмоциональная и другие [2, 3, 4,5,9 и др.]. Каждая из указанных компетентностей обладает своей направленностью, структурой, системой компонентов. Наибольшее количество исследований компетентности посвящено исследованию профессиональной компетентности [Е. С. Кузьмин, Р. Л. Кричевский, С. Ю. Степанов, И. Н. Семёнов, А. К. Марков и др.] Competence (англ.) – способность. Компетентность в ряде значений – обладание компетенции, которая в свою очередь определяется как совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённом кругу предметов и процессов, необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним [12].

 В компетентности выделяют следующие характеристики: гностическую (когнитивную) –наличие необходимых; регулятивную – использование знаний для решения задач; рефлексивно – статусную – право действовать определённым образом за счёт признания авторитетности; коммуникативную – возможность установления контактов самого различного вида [1].

С понятием «компетентность» исследователи [Дж. Равен, О. Епишева, Е. Майер и др.] связывают оценку качества её эффективность. Компетентный человек способен среди множества решений выбирает наиболее оптимальное, аргументировано опровергать ложные решения, подвергать сомнению неэффективные [4]. А. К. Маркова подчёркивает, что анализ результата позволяет оценить степень компетентности профессионала. Компетентность является важным образованием личности, которое обеспечивает ей успешное выполнение деятельности актуализирует потребность в постоянном профессиональном и личностном росте и самосовершенствовании, что проявляется и в ценностных ориентациях, интересах, установках. Дж. Равен определил сущностью природы компетентности ценность, личную значимость, заинтересованность в достижении конкретного результата[9]. Стремление индивида развиваться в направлении все большей компетентности, сложности, самодостаточности, зрелости есть стремление к самоактулизации своего «Я».  

Категория: Мои статьи | Добавил: Привет (17.02.2015)
Просмотров: 234 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск